При ремонте автомобиля практически у каждый автолюбитель сталкивается с проблемой затянуть резьбовое соединение с определенной силой, а динамометрического ключа нет. А стоит такой не малых денег. Вот и столкнулся с такой проблемой, на покупку денег нет, а очень нужен. Принял решение об изготовлении такого ключа. И так начнем.
Для изготовления динамометрического ключа (далее ДМК) мне понадобится следующие:
- старый ключ-трещотка
- шестигранный ключ на 10 мм.
- две гайки на 8 мм.
- весы с цифровым циферблатом до 40 кг. (покупал здесь)
- кусок полосы 4*40 мм
- сварочный аппарат
- УШМ (болгарка)
- плоскогубцы, молоток, напильник и другой слесарный инструмент.
Разбираю трещотку и убираю из нее механизм фиксации, он мне не понадобится.Отрезаю ключ шестигранник как показано на фотоТеперь привариваю шестигранник к головке трещотки таким образом чтобы ручка ключа и шестигранник в собранном состоянии были параллельны.Перехожу к изготовлению крепления для весов. Мне понадобится железная полоса 4*40 мм. длинной 11 см. Делаю прорезь для крючка весов. Оставшиеся «усы» загибаю под углом 90 градусов. Чтобы ровно и легко согнуть полосу, я сделал надрез примерно до половины затем согнул и заварил. Вот так у меня получилось:Теперь привариваю крепление к ручке ключа.К шестиграннику привариваю две гайки. Две потому что шестигранник оказался короткий, таким образом решил удлинить. За гайку будет цепляться крючок весов.Мой ДМК практически готов, можно приступать к сборке.И покраскеОсталось дождаться пока краска высохнет и крепить весы.Краска высохла. Закрепил весы и вот что получилось.Весы решил закрепить кабельными стяжками. Данный крепеж позволяет быстро снять и использовать весы по прямому назначению.Это еще не все, осталось произвести расчет. При каких показаниях весов будет тот или иной момент затяжки. Это и есть главный минус самодельного ДМК.
- Из школьного курса физики нам известно:
- Момент затяжки можно рассчитать по следующей формуле:
- Чтобы перевести прилагаемое усилие в Ньютоны нужно:
1 Н (Ньютон) = 0,1019716212978 кг.1 кг. = 9.806649999999 Н (Ньютонов).кгс•м = m / (1 / L)где:кгс•м – килограмм силы на метр (прилагаемое усилие в килограммах)m – показания весовL – длина плеча в метрах (расстояние от центра болта до крепления весов)Н•м = кгс•м * 9,81 где:Н•м – Ньютон на метркгс•м – килограмм на метр силы
Чаще всего момент затяжки пишут в Ньютонах, а наш ДМК показывает усилие в килограммах. Например, мне нужно затянуть гайку с усилием в 20 Н. для того что бы узнать какие показания должны быть на весах воспользуемся формулой:
m = Н * 0,102 * (1 / L)где:m – показания весовН – момент затяжки с которым нужно затянуть резьбовое соединениеL – длина плеча в метрах (расстояние от центра болта до крепления весов).m = 20 * 0.102 * (1 / 0.114) = 17.89 кг.Отсюда следует, чтобы затянуть гайку с усилием 20 Н на весах должно быть 17,89 кг.
Сделал не большую таблицу в Excel с формулами, можно скачать здесь.
Для удобства можно составить таблицу с нужными значениями, тогда не нужно будет каждый раз высчитывать.
Заключение
Конечно данный ключ не подойдет для использования на СТО, а для дома вполне не плохо. Характеристики данного ключа не большие. Плечо 11,4 см, максимальный момент затяжки получился 4,5 кг или 44 Н. Данные характеристики можно улучшить изменив размеры ключа или установить более мощные весы. Собирал данный данный ключ из того что было. Надеюсь вам понравилась данная самоделка.
Становитесь автором сайта, публикуйте собственные статьи, описания самоделок с оплатой за текст. Подробнее здесь.
Источник: https://USamodelkina.ru/10199-dinamometricheskiy-klyuch-svoimi-rukami.html
Динамометрический ключ своими руками — экономим на покупке
В инструкциях по техническому обслуживанию автомобилей, часто можно встретить таблицы с указанием крутящего момента для затяжки крепежа.
Совершенно бесплатно изготовить инструмент не получится: как минимум нужен фабричный ключ, а также прибор, фиксирующий крутящий момент.
Для чего нужен динамометрический ключ?
Определенный момент затяжки на сопрягаемых деталях нужен для равномерного прилегания плоскостей. Кроме того, если по контуру установлена прокладка, неравномерное усилие болтовых соединений может ее разрушить.
Динамометрический ключ позволяет затягивать болты с точностью до сотых долей миллиметра. Кроме того, часто требуется с высокой точностью выполнить динамометрическую затяжку посадочного места подшипника.
Производитель рассчитывает значения крутящего момента, исходя из типа материала и конструктивных особенностей узла. При создании автомобиля на заводе, весь крепеж затягивается согласно техническим условиям: как правило, эту работу выполняют сборочные роботы.
Главное его достоинство – возможность работать в широком диапазоне настройки. Вы просто устанавливаете предел срабатывания своими руками, или визуально контролируете стрелку динамометра.
То есть, универсальный динамометрический ключ не позволяет одинаково точно затягивать гайки с усилием 2 Н.м. и 100 Н.м.
Производители инструмента выпускают динамометрические ключи в нескольких диапазонах:
- самый популярный «размерчик»: 40 – 210 Н.м. Он позволяет выполнять большинство ремонтных работ на ходовой части автомобиля;
- точный динамометрический ключ (от 2 Н.м. до 50 Н.м.) предназначен для ремонта и обслуживания двигателя. Настройка карбюратора, затяжка свечей, сборка коленвала и шатунов. Работы по замене впускной или выпускной систем, также выполняются динамометрическим ключом малого диапазона;
- предел затяжки от 200 Н.м. и выше предназначен для силовых элементов мощных конструкций. Применительно к автомобилям – пожалуй, лишь ступичные гайки.
Как устроен динамометрический ключ для автомобиля?
Существуют два конструктивных решения: ограничение крутящего момента, и визуальный контроль процесса. Рассмотрим каждое из них детально.
Популярное: Как правильно паять паяльником с канифолью и оловом
Так называемая трещотка
По направлению возврата, когда вы отводите рукоять для следующего оборота головки, усилие минимально. А вот в рабочем направлении, где применяется усилие, зуб храповика соскакивает с шестерни при достижении заданного значения.
В рукоятке хвостовика, расположена вращающаяся насадка. Она регулирует натяжение пружины храпового механизма.
Как работает система?
При достижении выставленного значения момента, шестерня трещотки начинает проскакивать. Рукоять проворачивается с характерным звуком, а гайка не закручивается.
Динамометрический ключ с трещоткой является полуавтоматическим. Он дает возможность затягивать гайки, не опасаясь их перетянуть.
Измерительная шкала
Недостаток данной модели – нет автоматического ограничителя. Вы просто контролируете усилие, которое прилагается к рукоятке. Это позволяет произвести более точное измерение (в отличие от трещотки, которая работает дискретно), но есть вероятность механической ошибки при дозировании усилия.
Самодельный динамометрический ключ на базе трещотки сделать сложно, технология требует наличия металлообрабатывающих станков и прецизионной калибровки. А вот инструмент с динамометром вполне по силам домашнему мастеру.
Варианты самодельных динамометрических ключей
Для начала вспомним школьный курс физики. Измерение крутящего момента производится в ньютонах на метр. Не вдаваясь в формулы, практически это означает: 10 Н.м. – равно усилию в 1 кг, приложенному к рычагу длиной 1 метр.
То есть, если отмерить от центра головки накидного ключа 1 метр, и закрепить в этой точке динамометр, можно с высокой степенью точности измерить крутящий момент затягивания гайки.
Этот метод далеко не нов: владельцы автомобилей ВАЗ и УАЗ, при ремонте редуктора заднего моста, пользовались методичкой, разработанной еще при СССР.
Как сделать динамометрический ключ своими руками, чтобы им было удобно пользоваться?
Метровая рукоятка ключа – не самый практичный вариант. Воспользуемся правилом расчета силы в зависимости от длины рычага. Формулы изучать нет смысла, величины рассчитываются в пропорциях.
Чем короче рычаг, тем большее усилие необходимо приложить (при сохранении величины крутящего момента):
- рычаг 1 м, крутящий момент 10 Н.м., усилие 1 кг;
- рычаг 0,5 м, крутящий момент 10 Н.м., усилие 2 кг;
- рычаг 33 см (уже удобно работать), крутящий момент 10 Н.м., усилие 3 кг.
Для изготовления понадобятся:
- рукоятка для работы с торцевыми головками под квадрат (для большей универсальности – с удлинителем).
- хомут для фиксации точки измерения силы.
- измерительное устройство: можно использовать обычные весы типа «безмен» или «кантор». Оптимальный диапазон измерений от 100 грамм до 50 кг.
Устройство готово за 15 минут. Можно наметить несколько точек установки хомута, в зависимости от измеряемого момента. Под рукой полезно будет иметь готовую таблицу расчета крутящего момента, в зависимости от показаний безмена.
Источник: https://obinstrumente.ru/dlya-doma/poleznye-sovety/dinamometricheskij-klyuch-svoimi-rukami.html
Затягиваем гайки: так ли необходим динамометрический ключ?
Время прочтения:
При проведении технического обслуживания автомобиля зачастую возникают вопросы, которые лишь вскользь оговариваются на форумах или в литературе. Одним из них является момент затяжки креплений основных узлов автомобиля.
Для выяснения всех нюансов крепления болтов головки блока цилиндров сконцентрируемся на двигателе, «сердце» автомобиля. А при понимании принципов момента затяжки резьбовых соединений полученные знания несложно будет экстраполировать на любой узел автомобиля.
Закручиваем болты правильно
Любое резьбовое соединение рассчитано на определённый момент затяжки. Он регламентирован отраслевыми стандартами качества, например, «ОСТ 37.001.050–73 Затяжка резьбовых соединений.
Нормы затяжки» и руководящими документами заводов-изготовителей транспортных средств. Иностранные производители используют другие стандарты, но в основном они сходны с отечественными.
Приведённая ниже информация будет излагаться, опираясь на российские стандарты.
До какой степени можно затягивать резьбовые соединения
Почему важно выдерживать правильный момент затяжки? Только грамотное затягивание обеспечит надёжную фиксацию детали, с одной стороны, и предотвратит повреждение резьбы и/или самой детали — с другой стороны.
Рассмотрим, что произойдёт при превышении момента затяжки на примере болта с гайкой:
- Немедленная деформация резьбы. Из-за слишком большого прилагаемого усилия происходит деформация и срыв резьбы на детали. Болт или гайка не подлежит дальнейшей эксплуатации, кроме того, возникнут определённые сложности при попытке открутить гайку для замены. Скорее всего, придётся воспользоваться дрелью или пилой по металлу, чтобы срезать гайку.
- Повреждение металла, скрытое от глаз. Может показаться, что гайка затянута правильно, однако из-за превышения предела текучести в болте или гайке происходят необратимые изменения: деформация, нарушения кристаллической решётки металла. Такой случай особенно опасен, так незаметен сразу, но через какое-то время трещина болта может привести к печальным последствиям.
Затяжка болтов головки блока цилиндров динамометрическим ключом
Пределом текучести называют механическую характеристику материала, характеризующую напряжение, при котором деформации продолжают расти без увеличения нагрузки. Обозначение σт.
- Единица измерения — Паскаль [Па] либо кратные [МПа].
- Это важный параметр, с помощью которого рассчитываются допустимые напряжения для пластичных материалов.
- После прохождения предела текучести в металле образца начинают происходить необратимые изменения, перестраивается кристаллическая решётка металла, появляются значительные пластические деформации.
Wikipedia
Если же, напротив, недотянуть гайку с соответствующим моментом, через некоторое время она просто открутиться, что также может привести к нежелательным последствиям. Поэтому настоятельно рекомендуется затягивать резьбовые соединения не «со всей силы», не от руки, а с умом, используя специальное оборудование.
Инструменты для контроля момента затяжки
Основным инструментом контроля момента затяжки является динамометрический ключ. Так называется гаечный ключ, в который встроен динамометр (прибор для измерения момента силы). Существуют следующие виды устройств:
- Индикаторный — при затягивании отображает прилагаемую силу в цифровом виде или с помощью стрелки. Погрешность — 6–8%.
Индикаторный динамометрический ключ недорог, но обладает самой большой погрешностью - Цифровой — подвид индикаторного, но для отображения момента использует ЖК-дисплей. Поддерживает возможности оповещения звуком, выгрузки данных на компьютер и прочее. Погрешность — до 1%.
Цифровой динамометрический ключ — самый точный - Предельный — при достижении заданного момента прекращает затяжку, используя щелчковый механизм. Погрешность — до 4%.
Предельный (щелчковый) динамометрический ключ отличается удобством в использовании
Для непрофессионального использования или небольшого автосервиса подойдут индикаторный или предельный ключ, как самые доступные. Цифровой будет востребован в крупном автосервисе.
Как выбрать усилие, чтобы затянуть соединение правильно
При работе с ключом предельного вида для того, чтобы достичь необходимого момента, следует:
- Перед началом затяжки подобрать необходимое усилие при закручивании, например, 50 Нм. Усилие выставляется на основной шкале устройства, но не 50, а 48 Нм.
- На вспомогательной шкале выставляется усилие в 2 Нм, что в сумме даст нам требуем 50 Нм.
- Используя торцевую головку необходимого размера, затягиваем гайку. При достижении усилия в 50 Нм раздастся щелчок и затягивание прекратится.
Контроль за усилием при работе с ключом индикаторного типа осуществляется визуально.
Помимо динамометрического ключа, в продаже можно найти динамометрические отвёртки и шуруповёрты, работают они по такому же принципу.
При выборе динамометрического ключа помните, что нужный вам момент затяжки должен быть на 25% меньше максимально допустимого для ключа.
Используя ключ «на пределе», вы довольно быстро выведите его из строя. И также обязательно изучите инструкцию по его использованию.
Ну а проверить правильность затяжки соединения можно угломером.
Порядок работы с самодельным динамометрическим ключом
Как правило, динамометрический ключ — довольно дорогой инструмент. Его покупка вряд ли будет оправдана для частного использования. Однако простейшее приспособление несложно изготовить самому. Для этого понадобятся:
- обычные пружинные весы с крючком и круглой шкалой, позволяющие взвесить до 20 кг (так называемый безмен);
- отрезок довольно толстой трубы (2,5 см) длиною около полуметра.
Закрепив на конце трубы крючок весов, вставляем в другой конец гаечный ключ и тянем за весы, закручивая гайку. При этом для создания момента в 10 Нм потребуется приложить усилие в 2 кг. По этой схеме можно заранее посчитать, какое усилие в килограммах вам потребуется приложить для затягивания.
Безусловно, самодельный ключ будет иметь довольно большую погрешность, но это всё же лучше, чем ничего.
Видео: как изготовить динамометрический ключ своими руками
Стандартные моменты затяжки болтов головки блока цилиндров
Чтобы знать наверняка, с каким усилием затягивать конкретное резьбовое соединение, можно использовать следующие данные.
Таблица: моменты затяжки соединений в зависимости от диаметра резьбы
Основные резьбовые соединения в двигателе
Перечень основных резьбовых соединений двигателя и особенности их затягивания:
- Головка блока цилиндров (ГБЦ). Очень важный узел, поэтому при её креплении к блоку важно соблюдать не только момент затяжки, но и порядок затягивания болтов. Как правило, ГБЦ затягивается довольно большим моментом, начиная от центра блока к краям в несколько заходов. Обязательно уточняйте эту информацию в руководстве по эксплуатации автомобиля (для каждой модели двигателя цифры и порядок могут быть различны)!
- Клапанная крышка. Из-за того, что шпильки креплений клапанной крышки имеют маленький диаметр, при их затягивании следует соблюдать особую осторожность и не превышать необходимый момент. Порядок затягивания и момент также уточняйте в руководстве.
- Свечи зажигания и свечи накаливания. Они затягиваются в произвольном порядке, но очень внимательно, так как в случае повреждения резьбы в двигателе потребуется дорогостоящий ремонт.
- При затягивании форсунок также соблюдайте осторожность: из-за их небольшого диаметра легко повредить резьбу.
- Затягивать подушки двигателя следует после полной установки двигателя, когда уже он своим весом держится на них. Если затянуть подушки до того, как двигатель полностью ляжет на них и будет убран домкрат, подушки быстро порвутся при эксплуатации.
Такой порядок затяжки ГБЦ чаще всего используется для рядных четырехцилиндровых двигателей
Итак, теперь вам известны основные правила при работе с резьбовыми соединениями.
Если нет динамометрического ключа, но необходимо затянуть что-либо в двигателе, лучше приобретите или одолжите такой ключ у кого-нибудь.
В крайнем случае, воспользуйтесь самодельным, но не затягивайте гайки «на глазок», этим вы скорее навредите и двигателю и своему кошельку, ремонт ДВС у автомобилей с пробегом — недешёвое удовольствие.
Это интересно: Honda показала седаны Civic 2013 года
Источник: https://auto-gl.ru/zatyagivaem-gayki-tak-li-neobhodim-dinamometricheskiy-klyuch/
Динамометрический ключ. Выбор ключа и работа им
Всем привет! В последнее время совсем нет времени писать в блог, активно занимаюсь диагностикой бензиновых двигателей. После просмотра видеокурсов Пахомова и углубленного изучения материальной части автомобилей многие доселе неясности при ремонте систем впрыска автомобилей рассеялись и появилось желание применить знания на практике.
Не хочу показаться хвастливым, но результаты уже есть и для начала я думаю неплохие. Извините за это небольшое отступление от темы. Сегодня поговорим на тему динамометрического ключа. Что это такое и с чем его «едят».
Применение динамометрического ключа
Не для кого не секрет, что все болтовые соединения должны затягиваться с определенным моментом. В литературе его часто обозначают как ньютон умноженный на метр. Н*м. К примеру 10 Н*м означает, что болт или гайка затянуты с моментом 10 ньютон, приложенным к плечу длиною 1 метр.
Для чего нужно затягивать болтовые соединения с определенным моментом. Ну во первых для того, чтобы соединение было прочным и не произошло самопроизвольное отворачивание. Во вторых при чрезмерной затяжке происходит срыв витков резьбы.
Мне на почту недавно прислал письмо читатель и задал вопросы: «Как выбрать динамометрический ключ для автомобиля?» и «Как пользоваться динамометрическим ключом?». Отвечу на данные вопросы. Но для начала давайте познакомимся с типами динамометрических ключей.
На сегодняшний день известны три типа динамометрических ключей. Первый тип.
Ключ динамометрический стрелочный
Данный ключ имеет рукоятку со шкалой, квадрат 1/2 дюйма с трещоточным механизмом, стрелку. Шкала динамометрического ключа имеет разметку в Н*м или кгс*м в обе стороны. По центру шкалы стоит ноль и на него первоначально указывает стрелка динамометрического ключа. Ручка ключа имеет для удобства его удержания мелкую накатку. Работает данный ключ по очень простому принципу. При затягивании болтового соединения происходит изгиб металлической ручки(пружинящая сталь) и стрелка фиксирует этот изгиб относительно ноля шкалы. Все очень просто.
Щелчковый динамометрический ключ
Имеет более сложную конструкцию и состоит из следующих частей: металлической ручки и механизмом установки момента затяжки с фиксатором, квадрат 1/2 дюйма с трещоточным механизмом и переключателем направления вращения. На фото ниже вы видите мой динамометрический ключ щелчкового типа, которым я работаю. Как видно из фото на ручке нанесены деления момента затяжки с одной стороны для удобства отсчета в н*м, а с другой в кгс*м. На вращающейся части нанесены деления. При достижении установленного момента затяжки происходит характерный щелчок.
Электронный динамометрический ключ
Данный тип динамометрического ключа очень похож по устройству с щелчковым, но с одной лишь разницей, что момент затяжки устанавливается на жидкокристаллическом экране и сигналом по достижении необходимого момента является не щелчок, а звуковой сигнал.
Какой выбрать динамометрический ключ из этих трех типов. По своему опыту эксплуатации скажу, что наиболее оптимальный вариант для мастера-гаражника — это щелчковый динамометрический ключ. Постараюсь доступно обосновать данный выбор.
Стрелочный динамометрический ключ неудобен тем, что при затяжке соединений нужно всегда наблюдать за показанием стрелки на шкале, что создает определенные трудности при затягивании в труднодоступном месте. Это минус. А его несомненный плюс, это простота устройства и меньшая стоимость из всех трех типов.
Щелчковый динамометрический ключ наиболее удобен, так как установив один раз момент затяжки, вы избавляетесь от необходимости его визуально контролировать. Крутить можно в любом месте и момент затяжки слышно по щелчку в рукоятке.
Электронный динамометрический ключ требует дополнительного питания в виде встроенной батарейки, а ведь батарейка может разрядится в неподходящий момент и тем самым работа останавливается на время поиска батарейки и ее замены. Поэтому я выбрал для себя щелчковый тип ключа. Какой выберите вы, выбор остается за вами.
Как затягивать динамометрическим ключом?
- Затяжка динамометрическим ключом болтовых соединений производиться в следующем порядке:
-первоначально нужно из технической документации выяснить необходимый момент затяжки
-выставить на динамометрическом ключе необходимый момент затяжки, зафиксировать его в заданном положении - -затянуть соединение до необходимого момента(определить по стрелке на шкале на стрелочном динамометрическом ключе, или при появлении характерного щелчка или сигнала.
Категорически запрещается отворачивать болтовые соединения динамометрическим ключом, а также производить дальнейшую затяжку при появлении щелчка или другого сигнала. Это вызовет поломку ключа(его механизма). Не рекомндую ключ бросать, разбирать, стучать по нему или им, оберегайте от попадания воды. Будьте аккуратны с динамометрическим ключом и он вам прослужит долго.
Способ затяжки без использования динамометрического ключа
Накануне опубликования статьи читатель задал мне вопрос «Как затянуть без динамометрического ключа болтовое соединения необходимым моментом, если нет под рукой ключа?»
На этот вопрос отвечу, да можно! Но для этого вам понадобиться ключ рожково-накидной или накидной двусторонний, пружинный кантер(весы) с пределом до 20 кг. Теперь вспоминаем о том, что я писал выше.
То есть момент затяжки это определенное усилие, приложенное к рычагу длиною в 1 метр. К примеру нам нужно затянуть гайку с моментом 2 кгс*м. Для этого нам нужно измерить длину накидного ключа в метрах. К примеру в моем случае длина ключа составила 0,25 метра. Делим 1 на 0,25. Получаем цифру 4. Четыре умножаем на требуемое усилие затяжки(2 кгс*м) и получаем цифру 8 кг.
Далее устанавливаем накидной ключ на болт или гайку, на другой конец ключа цепляемся крючком пружинных весов и тянем за кольцо весов до достижения 8 кг. Тем самым мы с вами простым способом без наличия динамометрического ключа затянули болтовое соединение необходимым моментом.
- Таблица затяжки динамометрическим ключом болтовых соединений в зависимости от диаметра и шага резьбы
- Пока!
Источник: https://andrejgrechuha.ru/kak-zatyagivat-dinamometricheskim-klyuchom/
Динамометрический ключ своими руками
Зачастую автомобиля являются предметами трепетного отношения со стороны своих хозяев. И это не просто так – стоимость ремонта и технического обслуживания не позволяет владельцем безалаберно относиться к своим машинам. Конечно, если потребовался ремонт, лучше доверить его сервисной станции. Но в наши дни появляется все больше людей, которые предпочитают самостоятельно проводить ремонт своего транспорта. Такие люди полагают, что кроме них, никто не сможет понять «душу» их железного коня. Каждый из таких мастеров располагает огромным количеством всевозможного технического инструмента, который обеспечивает качественное и надежное обслуживание авто. К примеру, для того что бы ни нанести повреждений резьбе или не скрутить головку болта при установке колеса применяют такой девайс как динамометрический ключ. Помимо этого динамо ключ позволяет ускорить и упростить сам процесс установки колес. Давайте рассмотрим ниже, как сделать динамометрический ключ своими руками.
Похожая запись: Стоимость растаможки авто из Германии
Другой распространённый тип динамометрических ключей – инструмент предельного типа. Их главное достоинство заключено в отсутствии необходимости контроля прилагаемого усилия и наблюдения за шкалой.
Как только усилие, прилагаемое человеком, достигнет максимально разрешенного значения, устройство просто подаст звуковой сигнал.
Дополнительное преимущество приборов данного класса – возможность использования для соединений с разным направлением резьбы.
И, наконец, последний тип динамометрических ключей, который можно охарактеризовать как достижение современной техники – дисплейный инструмент.
Главное достоинство данного типа ключей – возможность произвольного программирования пределов прилагаемых усилий. Данные по работе человека выводятся на дисплей.
Данное устройство стоит не малых денег и целесообразно покупать только владельцам станций технического обслуживания.
У многих начинающих автолюбителей довольно часто возникает вопрос о том, как правильно использовать динамометрический ключ.
Для правильного ответа на данный вопрос стоит отметить, что каждый динамометрический ключ, который продается в магазинах, имеет свое руководство по эксплуатации, в котором указано пошаговое описание необходимых для работы с инструментом действий, а так же диапазон рабочих величин.
Для того, что бы исключить быстрый выход из строя инструмента, а так же иметь возможность использовать все возможности, которые предоставляет динамометрический ключ, нужно блюсти несколько простых советов:
- При покупке ключа, нужно отдавать предпочтение такому, в котором необходимое человеку усилие располагается в среднем диапазоне между двумя критическими отметками.
- Как и все измерительные приборы, динамометрический ключ нуждается в тестировании, калибровке и в случае необходимости – перенастройки его показателей.
- При работе с ключом настоятельно рекомендуется не превышать максимальные значения усилий, которые может измерить ключ. В противном случае он просто выйдет из строя.
- После окончания работы, динамометрические ключи необходимо осматривать на предмет наличия повреждений. Хранение ключа необходимо осуществлять с установленным нулевым значением.
Похожая запись: Чтобы движок не стуканул
Если пренебречь этими правилами, то динамометрический ключ быстро выйдет из строя и утратит свою работоспособность. Когда мы разобрались с тем, что такое этот девайс, поговорим о том, как сделать динамометрический ключ своими руками.
Если по каким-либо причинам приобретение производственного динамо-ключа не возможно, то его можно сделать своими руками. Для измерителя силы – динамометра можно использовать обыкновенные весы на пружине — безмен. Самым приемлемым вариантом для большинства случаем будет применение безмена на 20 килограмм и использование трубки длиной в 50 см.
Стоит сказать, что диаметр трубы необходимо подбирать таким образом, чтобы на нее можно было без особых усилий надеть ключ. На другом конце трубы проделывают несколько отверстий, которые необходимы для установки безмена. Он устанавливается в плоскости, перпендикулярной трубе.
Такая импровизированная конструкция, позволит затягивать болты и гайки с общим моментом закручивания до 100 Нм.
Главное достоинства конструкции самодельного динамометрического ключа заключается в его универсальности. Его можно легко надеть на разводные и обыкновенные ключи. Он превосходно подходит для шестигранников и воротников трубочных ключей.
Инструмент такой абсолютной универсальности, вы не сможете найти ни в одном магазине. Но, даже при всех своих достоинствах, он имеет ограничения, которые основываются на сложности оперирования сложной конструкцией.
Так что, если нужны серьезные работы с двигателем, лучше доверить данную процедуру профессиональным мастерским.
2014-09-27
Источник: http://at-servise.ru/dinamometricheskij-klyuch-svoimi-rukami/
Можно ли сделать динамометрический ключ своими руками?
Для чего предназначен динамометрический ключ — понятно любому автомобилисту. Для правильной затяжки с заданным моментом силы (усилием) определенных резьбовых соединений. Как правило, это гайки ступиц колес, болты головок БЦ и т.д. Но можно ли сделать такой инструмент своими руками?
Ответ: можно. Но тут встает второй вопрос: нужно ли? А вот здесь ответ менее категоричен: не всегда.
Если позволяют финансы лучше, конечно, приобрести готовый инструмент. Фирм Ombra или Jonesway, например (обе тайваньские). Цена, правда, кусачая — может перевалить за 350$. Не хило, не каждый себе позволит. В этом случае приходится экстренно мастерить собственноручно какой-то аналог.
Динамометрический ключ своими руками представляет собой комбинацию из стандартного торцевого ключа плюс кантера. Умельцы давно делают подобные конструкции и выкладывают их в Сети:
Нужно только немного вспомнить физику. В паспортных данных на авто усилие затяжки может быть выражено в НМ. Под 1НМ понимается сила в один Ньютон, которая перпендикулярно приложена к рычагу, имеющему длину в один метр.
Поскольку метровым рычагом орудовать неудобно, используем обычный ключик, держа в уме соотношение: 1/L=H, где L, естественно, длина ключа, а H — приложенная к нему сила в Ньютонах.
И еще помним, что 1Н ≈ 0,102 кгс, иными словами 100 граммам.
Результаты подсчета самоделки будут немного грубыми, но сделать затяжку с нужным усилием и при этом не сорвать резьбу вполне достижимо после некоторой тренировки.
Практическую работу динамометрического ключа, смастеренного самостоятельно, можно увидеть в этом видео:
Несколько кустарно, конечно, нужно приноровиться, но в безвыходной ситуации данный метод может сработать. Есть деньги – приобретаем «фирму» со стрелочной или цифровой индикацией. Недорогие модели динамометрических ключей можно купить на 25-37$, не придется мастерить аналог своими руками. 10 октября 2016 Teor21 ← Регулировка развала — схождения своими руками (сход – развал) Стоит ли делать ультразвуковую ванну своими руками? →
Источник: https://avtotuningg.ru/dinamometricheskij-klyuch-svoimi-rukami/
Как правильно пользоваться динамометрическим ключом? Использование, применение и затягивание динамометрическим ключом
Сегодня динамометрический ключ является одним из самых распространенных приспособлений в сфере ремонта различной техники.
Для чего предназначен динамометрический ключ? Инструмент нужен для того, чтобы передать на крепеж необходимое усилие, которое обеспечивает надежную фиксацию скрепляемых деталей.
Несмотря на то, что это приспособление применяется уже около 100 лет в различных сферах деятельности, где встречаются резьбовые соединения, у некоторых возникает вопрос, как же правильно пользоваться динамометрическим ключом.
Инструкция по эксплуатации и применению динамометрического ключа
Чтобы передать на резьбовое соединение необходимое усилие, нужно правильно использовать любой динамометрический ключ. При применении инструмента необходимо соблюдать основные рекомендации и правила пользования динамометрическим ключом:
- Использование ключа в качестве обычного воротка или трещотки увеличит износ инструмента, поэтому ключ нужно применять только по назначению;
- Применять только стандартные или высокие безударные торцевые насадки;
- Для обеспечения точности передаваемого усилия рекомендуется использовать только один переход сборного инструмента, т.е одну торцевую головку между затягиваемым крепежом и присоединительным квадратом ключа;
- Запрещается увеличение плеча рычага с помощью разнообразных удлинителей, например, трубы;
- Не рекомендуется бросать или стучать по инструменту;
- Если ключ был только куплен или давно не использовался, то для того чтобы внутренние механизмы инструмента смазались, необходимо сделать несколько нагружений на минимальном значении диапазона крутящего момента;
- После работы ключ лучше хранить в чистом и сухом месте. А при долгом хранении лучше произвести процедуру консервации, смазав корпус ключа тонким слоем масла;
- После измерений инструмент необходимо выставлять на начальное нулевое значение, чтобы пружина механизма не растягивалась, сохраняя точность измерений инструмента;
- Впоследствии пружина в ключах все равно ослабевает. Поэтому ежегодно или чаще необходимо производить проверку и регулировку (калибровку/поверку) инструмента на специальном стенде, чтобы повысить точность инструмента.
Ознакомившись с основными инструкциями по применению динамометрических ключей, предлагаем разобраться, как правильно затягивать болты динамометрическим ключом разных видов этого инструмента. В предыдущей статье мы рассматривали основные виды динамометрических ключей, их особенности, преимущества и недостатки.
Как пользоваться динамометрическим ключом щелчкового типа?
Данный вид ключей является самым распространенным и популярным инструментом среди профессионалов и любителей. Во время работы не нужно контролировать значения усилия.
Принцип работы динамометрического ключа заключается в следующем: при достижении заранее выставленного значения силы, ключ издаст щелчок, который означает о завершении работы и инструмент, проскальзывая, не будет передавать на крепеж большее усилие, чем было установлено на шкалах инструмента.
Для того, чтобы правильно пользоваться динамометрическим ключом щелчкового типа необходимо знать, как выставляется нужное значение с помощью основной и вспомогательной шкалы.
Руководство по эксплуатации динамометрического ключа щелчкового типа:
- Раскрутить стопорную гайку внизу рукоятки ключа;
- Выставить значение нагрузки на основной вертикальной шкале с помощью вращающейся рукояти. И если необходимо, то нужно выставить значение крутящего момента на дополнительной круговой шкале внизу ручки, чтобы получить требуемое значение силы. Получается, что значение складываются с обеих шкал, фиксируя итоговое усилие;
- Закручиваем стопорную гайку внизу рукоятки ключа, чтобы зафиксировать выставленное усилие;
Теперь Вы знаете, как выставить момент затяжки на динамометрическом ключе. В зависимости от варианта ключа, шкалы могут иметь определенные отличия, например, различные цены делений, вид исполнения шкал или обозначение усилия в различных системах измерений (Н/м, Кг/м или в Футофунты lbf/ft). В каталоге AIST представлены различные щелчковые предельные ключи.
Закручивать резьбовое соединение необходимо до характерного звука ключа, который оповещает о достижении выставленного усилия.
При щелчке сработает специальный фиксатор механизма ключа, который не даст передать на крепеж большее усилие, чем был выставлено на инструменте.
После окончания работ необходимо выставить ключ на минимальное значение диапазона крутящего момента и закрутить фиксатор ключа.
Предлагаем посмотреть видео инструкцию: “Как пользоваться щелчковым динамометрическим ключом”
Динамометрический ключ стрелочный: как пользоваться правильно?
В отличие от предыдущего вида инструмента, стрелочный ключ не имеет возможности выставить усилие заранее. Значения прилагаемого усилия необходимо контролировать во время работы, что может показаться не очень удобным, особенно в труднодоступных местах. При этом точность измерений оставляет желать лучшего, так как можно приложить к крепежу большее усилие, поэтому при работе необходимо соблюдать крайнюю осторожность.
Как работает динамометрический ключ данного вида? Принцип действия довольно прост. Во время работы на определенный угол смещается рукоятка со шкалой значений, а указатель остается неподвижным.
Перед тем как пользоваться динамометрическим ключом подобного исполнения, необходимо изучить значения измерений шкалы и определить то положение указателя, при котором необходимо закончить работу.
Шкала ключа может иметь различные значения измерений усилия.
Это могут быть не только привычные Н/м, но и Кг/м или в Футофунты (lbf/ft), поэтому перед затяжкой необходимо точно определить, на каком значении шкалы необходимо закончить прикладывать усилие.
- 1 Кг/м ~ 10 Н/м;
- 1 Кг/м ~ 7,2 lbf/ft (Футофунты).
Как пользоваться динамометрическим ключом со стрелкой:
- Точно определить необходимое значение на шкале;
- Плавно, без резких движений производить затягивание резьбового соединения, контролируя показания указателя по шкале;
- Закончить работу при достижении необходимого усилия.
После просмотра видео станет понятно, как правильно пользоваться стрелочным динамометрическим ключом.
Как затягивать цифровым динамометрическим ключом?
Подобный вид инструмента похож на предельный ключ, только вместо пружинного механизма, цифровойключ использует электронную “начинку”, благодаря которой измеряется усилие.
Принцип работы динамометрического ключа: необходимое значение выставляется также заранее, а при его достижении ключ издает звуковой сигнал, оповещающий о завершении работы.
На цифровом дисплее можно контролировать изменения прилагаемого усилия в конкретную точку времени.
- Вся номенклатура данного инструмента является измерительными приборами, поэтому ключи требуют бережного хранения и должны использоваться строго по назначению.
- Перед приобретением инструмента рекомендуем ознакомиться с материалом — Рекомендации по выбору динамометрических ключей
Источник: https://www.aist-tools.ru/useful-information/review-articles/how-to-use-a-torque-wrench/