Автомобильная шина должна быть всегда в исправном состоянии. Перед поездкой состояние покрышек проверяют. Стоит смотреть и на рисунок протектора. Во время регулярного осмотра, оценивают его состояние. Проверить глубину канавок поможет индикатор износа протектора шины. Они бывают разными, стоит рассмотреть этот элемент автошины более подробно.
Что такое индикатор износа шин и зачем он нужен
Каждый производитель стремится сделать свою продукцию максимально безопасной. Для упрощения контроля за текущим состоянием, на каждой единице имеется индикатор износа шин. Он позволяет определить, насколько сильно стерт протектор.
Разновидностей индикаторов несколько, каждый производитель решает эту задачу самостоятельно. Общее у всех покрышек заключается в возможности быстро определить степень износа.
Опираться только на индикатор не стоит. Всегда при оценке учитывайте и общее состояние покрышки.
Виды индикаторов износа протектора
Производители по-разному решают задачу размещения меток. В первую очередь размещаются они в разных местах.
- На дне канавок. Это наиболее частый вариант.
- На блоках протектора. Тут применяется цветовая идентификация. Считается не самым надежным способом.
- На боковинах. В первую очередь ориентируется на износ плечевых блоков, часто используется на внедорожной резине.
Зная, где находится индикатор найти его значительно проще.
Помимо местоположения, имеются и разные виды индикаторов. Это нужно учитывать, чтобы не пришлось искать несуществующую метку.
- Бугорок. Обычно размещается в глубине канавки. Имеет высоту минимально допустимую для конкретного типа покрышек. Для летней резины высота будет 1,6 мм. Уровень износа определить просто, если канавка сровнялась с бугорком, шину стоит заменить.
- Цветные метки. Принцип действия простой – показать, что блок протектора стерся до минимального значения. Иногда такие индикаторы являются стирающимися, в этом случае метка делается до определенной глубины. Как только она исчезла, стоит менять покрышки. Другой вариант – заглубленная метка, в этом случае цветная метка проявляется только когда до нее будет стерта резина, что говорит о выходе шины из строя.
- Цифровые метки. Действуют аналогично цветным, но тут используются цифровые значения, говорящие, сколько глубины протектора осталось. Ценится водителями, часто ездящими на дальние расстояния. Также такие метки позволяют определить время смены покрышек между осями.
Расположение метки можно найти по треугольнику на боковине. Он показывает, где находится индикатор на протекторе.
Метки в зависимости от производителя шины
Многие производители используют оригинальные индикаторы характерные только для их продукции. Как правило, каждая марка применяет одну метку, и купив в следующий раз такие же шины, но другой модели, вы уже будете понимать, как проверять протектор на стирание. Делается это, чтобы потребитель привыкал к одной марке.
У Nokian на протекторе имеются цифры. Они сделаны на разную глубину. Как только пропадет последняя, необходимо срочно менять покрышку. На зимней резине этой марки дополнительно используются бугорки в канавках, делаются они в виде снежинок.
Мишлен не зацикливается на одном виде индикаторов. В зависимости от модели покрышка может маркироваться по-разному. Тут можно только упомянуть, что на местоположение метки указывает TWI или фирменный логотип производителя.
Компания Bridgestone делает несколько индикаторов. Это позволяет более комфортно оценивать состояние автошины. По ободу размещают цветные метки, как только они стерлись, следует сменить шину. Зимняя резина дополнительно имеет индикатор в виде выступа в канавке. Всего размещается 4 метки по всему периметру покрышки.
Что влияет на износ протектора
Автошина имеет ряд требований к эксплуатации, соблюдая все нюансы можно продлить срок службы резины. Перечислим основные моменты.
- Не перегружайте автомобиль. Повышенная нагрузка усиливает износ протектора.
- Не стоит превышать скорость. Чем быстрее движется транспортное средство, тем быстрее сотрется покрышка.
- Экстремальное вождение приводит к износу резины.
- Следите за давлением в шине.
- Техническое состояние подвески оказывает немалое влияние на общее состояние шин.
- Используйте шины только в соответствии с рекомендациями производителя.
Остаточная глубина протектора
Минимальная глубина рисунка регламентируется регламентом по допуску колесных транспортных средств. Там подробно расписаны все допуски по размеру протектора. Летняя резина для легковых автомобилей не должна иметь протектор глубиной менее 1,6 мм. Для грузовых машин этот параметр должен быть минимум 1 мм, на автобусах – 2 мм.
Зимняя авторезина должна иметь протектор не менее 4 мм. Это обязательно требование к шинам.
Индикатор износа значительно упрощает контроль над состоянием автошин. С помощью этого элемента покрышки, можно своевременно заметить необходимость установки новых покрышек. Водителю лучше знать все возможные разновидности меток.
Летние шины 185 65 15 в Краснодаре.
Источник: https://tires1.ru/indikator-iznosa-protektora-shiny/
Как определить процент износа шин (резины)
Задача вычисления остаточного ресурса шины может возникать, как при оценке состояния своих собственных колёс, так и при покупке бывшей в употреблении резины. Помимо косвенных признаков, таким критерием становится остаточная высота протектора. Но её также можно посчитать исходя из субъективных предпосылок, чем обычно грешат продавцы.
Тут и неизвестность с исходной глубиной рельефа, и неопределённость с предельно допустимой остаточной. Вопрос требует объективности.
Что такое допустимый износ
Пригодность покрышек к дальнейшей эксплуатации определяется по их способности укладываться в нормативы по безопасности, и задаётся производителем с помощью индикаторов износа или числовых величин.
При отсутствии таковых следует руководствоваться требованиями ПДД, где задана минимально допустимая глубина протектора в зависимости от типа и назначения шин.
И то, и другое не учитывает всех особенностей износа, поэтому заботясь о собственной безопасности надо подходить к вопросу максимально объективно, а не довольствоваться формальными критериями.
Что такое разболтовка колесных дисков и как ее измерить
Так, например, если остаток протектора укладывается в допустимые миллиметры, но при этом рельеф уже сильно искажён из-за неравномерного износа, резина потеряла свои свойства или изначальная высота была больше типовой, то шину надо направлять в утиль, хотя по численным показателям она соответствует нормам.
Как понять, износилась покрышка или нет
Рядовому пользователю доступно большинство способов оценки, хотя и не все из них.
Внешний вид шины
Визуально можно оценить многое. Например, цвет резины со временем теряет насыщенность, шины становятся характерно белесыми. Это хороший признак произошедшего старения из-за оксидизации материала покрышки.
Видны и механические повреждения, как естественные в виде возрастных трещин и расслоение, так и искусственные, следы многочисленных ремонтов, оголение корда из-за порезов, выпуклости профиля под давлением (шишки).
Статья по теме: Шипы или Липучка, какие шины лучше использовать зимой
Прекрасно заметен неравномерный износ протектора в виде пилы или проплешин. Такое колесо опасно при торможении.
Измерение глубины профиля
Для оценки реальной величины остатка необходимо знать исходную величину протектора, а также минимально допустимую для конкретной модели шины. Большой ошибкой, которую чаще всего умышленно совершают продавцы, будет считать проценты исходя из абсолютной глубины.
Эксплуатировать шину до полного износа нельзя. Более того, исходя из назначения, резина может полностью утратить свойства и при достаточно глубоком рисунке.
Это касается зимних, грязевых и всесезонных шин. Они должны эффективно отводить мягкую составляющую дорожного покрытия из зоны контакта, что возможно только при достаточно глубоком протекторе.
Цифровые индексы на протекторах
Это наиболее удобный способ определения износа, заложенный в конструкцию шины изготовителем. В резине протектора выполнены углубления в виде цифр, которые по мере стирания резины исчезают. Наибольшая из оставшихся и определяет ресурсную высоту рельефа.
Возможна и иная индикация, все её виды просты и максимально интуитивно понятны.
Это интересно: Чем и как приклеить молдинг на дверь автомобиля
Вплоть до применения некоторыми производителями цветовой индикации, когда в глубину протектора заложена резина иного оттенка. Изношенная беговая дорожка в таком случае изменит свой цвет на контрастирующий с прочей поверхностью.
Подручные способы
Хотя найти современную резину вообще без индикаторов износа почти нереально, но старые способы продолжают работать. Между шашками или дорожками протектора можно разместить глубиномер штангенциркуля, который и покажет оставшуюся глубину в миллиметрах.
Останется только вычесть из полученного числа минимально допустимую величину. При отсутствии штангенциркуля можно использовать линейку, или даже просто монету.
Как по износу шин определить сход и развал
Углы установки колёс заметно влияют на износ резины, вплоть до полного уничтожения протектора за небольшой пробег при их сильном отклонении от нормы.
Искажённая величина схождения приводит к образованию характерной «пилы» на дорожках, которую хорошо видно при взгляде вдоль них. Плоскость вращения колеса не совпадает с направлением движения автомобиля, из-за чего протектор постоянно проскальзывает в зоне контакта, это и вызывает пилообразный износ.
К сведению: Как проверить крышку расширительного бачка на исправность работы клапанов
Ситуация требует немедленного исправления, поскольку такая покрышка может стать причиной увода автомобиля в сторону.
Нарушенная регулировка развала вызывает похожий эффект, но при этом шаг пилы становится равным всей ширине профиля. То есть износ протектора с одного края значительно больше, чем с другого.
Профиль становится характерно клинообразным. Такое колесо лучше вообще не ставить на управляемую ось даже после исправления углов. Его место на задней оси, если уж обстоятельства не позволяют заменить его на новое.
Источник: https://AutoVogdenie.ru/kak-opredelit-iznos-shin-4-sposoba.html
Как определить износ шин: 4 способа — TTS.RU
Контроль за состоянием шин относится к базовому уходу за автомобилем наравне с поддержанием чистоты в салоне и своевременной заменой лампочек в фарах.
Но если о том, что пора ехать в химчистку, скажут пятна на обивке, а о визите к электрику напомнит электронный датчик или сниженная видимость ночью, в случае с покрышками придется проявить инициативу, потому что в их арсенале есть только опасные сигналы.
Рисунок протектора на шине
Зачем обращать внимание на износ
Основных аргументов пристально следить за состоянием шин три:
- Чтобы вовремя узнать о неисправностях, повлекших определенный тип износа. Например, стертая пятнами шина говорит о разбалансировке колес, которая может не только стать причиной вибрации, но и повлиять на работу и срок службы всей подвески.
- Ради безопасности. Глубина рисунка протектора напрямую связана с управляемостью автомобиля: чем мельче становятся ламели, тем хуже покрышка отводит грязь и воду, и поэтому повышается риск аквапланирования. В том же случае становится хуже сцепление с дорогой и увеличивается тормозной путь.
- Во избежание штрафа. Ч.1 ст.12.5 КоАП РФ устанавливает наказание в размере 500 рублей за управление ТС, если оно неисправно или состояние отдельных систем не соответствует нормам, указанным в Перечне неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств ПДД РФ. Прописаны там и минимальные значения глубины протектора шин в зависимости от их типа.
Срок службы автомобильных шин
Свойства покрышек разнятся в зависимости от их назначения: например, для производства беспрокольных шин, предназначенных для автомобилей с системой контроля давления и адаптированными подвесками, используют очень жесткую резину, а на внедорожных, часто имеющих дело с глиной и уклонами, делают более глубокие ламели. К ключевому условию эксплуатации, влияющему в том числе и на износ, относится и сезонное назначение.
Летняя резина
Отличается жесткостью материала и меньшей глубиной протектора – обычно это 6-8 мм.
Это объясняется тем, что шинам не приходится противостоять перепадам температур (в гараже одна температура, на улице – совсем другая) и кардинальной разнице в покрытиях в течение одной-единственной поездки (например: снег, лед, асфальт). А для того, чтобы нивелировать влияние погоды на дорогу, достаточно тонких ламелей, способных отводить воду и грязь.
В итоге летние покрышки могут оставаться пригодными для поездок в течение всех 10 лет, которые чаще всего заявляют производители (по ГОСТ 4754 этот срок составляет 5 лет).
Зимняя резина
Зимним шинам приходится приспосабливаться к более экстремальным условиям: нужно, чтобы резина была устойчива к перепадам температур и к часто изменяющемуся давлению внутри. При этом они должны обеспечить автомобилю надежное сцепление с заснеженными покрытиями и льдом.
Соответственно, ламели на покрышках делают шире и глубже (от 9 до 11 мм), а для их производства используют более мягкий и эластичный материал, чем для летних – и он изнашивается заметно быстрее. Особенно внимательно стоит отнестись к «липучке» – резина для нее пластичнее всего.
Поэтому, несмотря на то, что ГОСТы и нормы для зимних шин не отличаются от норм, предусмотренных для летних, менять их стоит не реже, чем раз в четыре сезона или при пробеге от 40 тысяч км (для российских) до 80 тысяч км (такую максимальную цифру указывают китайские производители).
Возраст покрышек можно узнать по боковой маркировке: первая и вторая цифры обозначают неделю производства, а третья и четвертая – год.
Дата производства покрышки
Из-за чего шины изнашиваются быстрее
Но на срок годности шин, установленный ГОСТами и заявленный производителями, можно опираться лишь в идеальных условиях. К обстоятельствам, приближающим момент замены покрышек, относятся:
- Неправильное хранение. О таком можно говорить, если шины весь сезон находятся в чрезмерно сухом непроветриваемом месте под прямыми солнечными лучами, в окружении коррозийных металлов, масел, смазок и кислот. Важно и положение покрышек: если они на дисках, лучший способ хранения – подвесить, а резину без дисков правильнее поставить на ребро Такие условия сложно создать на балконе или в гараже, поэтому идеальным вариантом станут услуги автосервисов со специальными хранилищами.
- Некорректное давление в баллоне. Повышенное или пониженное – не имеет значения: в любом случае нагрузка на шины не изменится, а лишь неравномерно распределится, уменьшив пятна контакта с дорогой. В этих местах протектор и будет стираться в несколько раз быстрее обычного.
- Агрессивный стиль вождения. Из-за езды на высоких скоростях (выше 90 км/ч) и резких торможений даже самая жесткая резина истирается заметно быстрее.
- Качество дорожного покрытия. Ямы и бугры становятся причинами частых ударов, формирующих на резине вмятины.
- Систематические перегрузки автомобиля. Набитый до отказа багажник смещает центр тяжести автомобиля назад, и задние покрышки оказываются нагружены сильнее передних (не говоря о норме), что и приводит к их быстрому износу. А при постоянной перевозке тяжелых грузов страдают амортизаторы, тоже смягчающие нагрузку на колеса.
Правила хранения шин
Виды износа шин и их причины
Даже если принято решение приобрести подержанные покрышки, не обязательно опираться лишь на заверения владельца. Условия их эксплуатации и нынешнее состояние можно определить по износу.
Нормальный
Говорит о том, что шины хранились правильно, а автомобиль был в хорошем техническом состоянии и не перегружался.
Центральный
Свидетельство того, что предыдущий владелец ездил на перекачанных шинах: пятно контакта сместилось в центр и поэтому протектор стерся быстрее именно там. Из-за перепадов температур чаще всего встречается на зимней резине.
Двусторонний
Очевидно, что давление в баллонах было ниже необходимого и автомобиль опирался на внешние ребра жесткости, на которых и видны сильные потертости.
Как образуется и выглядит двусторонний, центральный и нормальный износ покрышек
Односторонний
Его причинами могут быть деформированные диски или неправильная геометрия осей.
Пятнами
Чаще всего означает, что колеса отбалансированы некорректно. Если проблема не решается балансировкой, искать истоки нужно глубже: стоит проверить амортизаторы или рычаги.
Схема и причины одностороннего и неравномерного износа шин
Неравномерный на каждой покрышке из пары с одной оси
Возможно, эти баллоны из разных партий – это легко определить по дате производства. Если нет, то причина может быть в схождении колес.
Пилообразный
Актуален для шин с блочным протектором и появляется после систематических поездок по покрытию плохого качества.
Пример пилообразного износа шины с блочным протектором
Как определить, насколько изношены шины
Если факт износа очевиден, то его степень еще предстоит измерить. Чтобы сделать это правильно, нужно знать нормы глубины протектора для сезонных покрышек и порядок их оценки.
Допустимый износ протектора летней и зимней резины
В гл.5 п.1. Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных стредств ПДД РФ установлены нормы износа в зависимости от типа ТС:
Остаточная глубина рисунка протектора шин (при отсутствии индикаторов износа) составляет не более:
- для транспортных средств категорий L — 0,8 мм;
- для транспортных средств категорий N2, N3, O3, O4 — 1 мм;
- для транспортных средств категорий M1, N1, O1, O2 — 1,6 мм;
- для транспортных средств категорий M2, M3 — 2 мм.
Остаточная глубина рисунка протектора зимних шин, предназначенных для эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии, маркированных знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри нее, а также маркированных знаками «M+S», «M&S», «M S» (при отсутствии индикаторов износа), во время эксплуатации на указанном покрытии составляет не более 4 мм.
Обозначения категорий зафиксированы в Приложении №1 к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». Легковые автомобили по этой классификации относятся к категории M1, малотоннажные грузовые – к N1.
При этом регламент не учитывает особенности летних и зимних шин, поэтому не указывает средние сроки, которые ходит резина до достижения этих отметок.
Индикатор износа шин
Отметки, обозначающие минимально допустимую глубину протектора, или показывающие текущую, считаются самым надежным показателем пригодности конкретной резины. И все же, ориентируясь на индикатор, стоит помнить о том, что рисунок на шине может быть стерт неравномерно.
Пример индикатора износа протектора
Как измерить протектор?
Для этой цели подходят несколько инструментов: специальный измеритель, штангенциркуль с линейкой или линейка с глубиномером. Чтобы получить максимально точные данные, измерить протектор нужно в нескольких местах – минимум в шести разных точках на окружности.
Формула для подсчета износа
Когда речь заходит о процентном значении износа (например, в объявлениях о продаже б/у покрышек), его часто считают от общей глубины протектора. Но в реальности использовать шины запрещено не с момента полного «облысения» резины, а при определенной высоте рисунка. Поэтому для правильного расчета нужно использовать формулу вида:
I=(Hnew-Hnow)/(Hnew-Hmin)*100%
где I – износ, Hnew – высота протектора новой шины этой модели и размера, Hnow – фактическая высота протектора (минимальное значение), а Hmin – минимально допустимое значение высоты протектора.
Заключение
Даже оценивая состояние шин только визуально, можно получить ценную информацию об исправности автомобиля. А более глубокий анализ с измерениями позволит поддерживать его в надлежащем состоянии и избежать неприятных ситуаций на дороге.
Источник: https://www.TTS.ru/blog/shiny-i-diski/kak-opredelit-iznos-shin/
Неравномерный износ протектора шины
Вне зависимости от интенсивности использования автомобиля, протектор у шин со временем уменьшается, поэтому характеристики шин меняются. При этом протектор может изнашиваться неравномерно, что приведет к преждевременному выходу шины из строя. Чтобы шина служила долго и обеспечивала надежные сцепные свойства, глубину протектора необходимо проверять систематически, и как только обнаружите неравномерный износ, сразу применять меры. Измерять глубину протектора можно с помощью специального индикатора износа шины, который находится по центру беговой дорожки и представляет из себя, лицо цифры, расположенные в порядке убывания, либо рисунок.
Почему износ шин влияет на сцепные свойства
Слишком большой износ протектора шины опасен для вождения. Когда сцепные характеристики шины нарушаются, водитель легко теряет контроль над автомобилем и дорогой и это приводит к аварии.
Во время осадков, будь это дождь или снег, они попадают в пятно контакта, и чем больше протектор, тем лучше спецпные характеристики, т.к. осадки «выводятся» между протектором.
Когда износ протектора сильные и его практически нет, пространство между дорожным полотном и пятном контакта заполняют осадки (дождь, снег, слякоть), сцепление уменьшается до минимума.
Какая минимальная глубина протектора шин допустима?
По правилам дорожного движения (ПДД), допустимая глубина протектора шин легкового автомобиля должна быть не менее 1,6 мм, мотоцикла не менее 0,8 мм, грузового автомобиля не менее 1 мм, а автобуса не менее 2 мм.
Сами же производители легковых шин рекомендуют менять резину при протекторе 1,6 мм для летней шины и не менее 5 мм для зимних шин.
Причины износа протектора шин?
Автомобили, водители и стиль вождения отличаются друг от друга, при этом не все шины одинаковы, и их можно эксплуатировать с разной скоростью. Например, высоко классные шины для спортивных автомобилей изнашиваются быстрее, чем туринг-шины для семейного седана.
Однако, различные факторы могут привести к более быстрому износу, чем планировалось, что приведет к преждеверменному или неравномерному износу, либо создадут акустический или вибрационный дискомфорт.
Две основные причины преждевременного износа шин и неравномерного износа шин это неправильное давление и спецификации условий соосности (корректного сход-развала).
1 ПРИЧИНА ПРЕЖДЕВРЕМЕННОГО ИЗНОСА ПРОТЕКТОРА ШИНЫ: НЕПРАВИЛЬНОЕ ДАВЛЕНИЕ
Когда шины неправильно накачаны, существует большая вероятность, что она начнет изнашиваться более быстро и/или неравномерно. Производители автомобилей указывают рекомендуемое давление для передних и задних шин, не только чтобы оптимизировать производительность для комфорта, управляемости и топливной экономичности, они также учитывают износ шин.
Правильное давление помогает оптимизировать распределение нагрузки транспортного средства, ускорения, торможения и прохождения поворотов по пятну контакта. Если давление в шинах слишком низкое или слишком высокое, пятно контакта протектора не равномерно соприкасается с покрытием дороги.
Таким образом, различные части протектора могут быть стерты быстрее и/или неравномерно.
Причины неправильного давления в шине.
Проверяйте давление во всех шинах, включая запаску, 1 раз в месяц. Также проверяйте давление, прежде чем отправиться в дальнюю поездку или когда вы планируете перевозить дополнительный груз.
Вы можете найти рекомендуемое давление шин для автомобиля на шильдике/наклейке у водительской двери или арке двери.
Вы также можете найти рекомендации давления в шинах в инструкции по эксплуатации автомобиля.
2 ПРИЧИНА ПРЕЖДЕВРЕМЕННОГО ИЗНОСА ПРОТЕКТОРА ШИНЫ: НЕПРАВИЛЬНЫЕ УГЛЫ УСТАНОВКИ КОЛЕС
Углы установки колес, также известные как «сход-развал» подвески – система, которая соединяет и управляет движением колес. Это не регулировка шин и самих колес. Отличная управляемость автомобилем на скорости зависит напрямую от регулировки углов установки шин и их контакт с дорогой в соответствии с техническими требованиями завода-изготовителя транспортного средства.
Виды износа шин
Пример №2. Двусторонний симметричный износ плечевых зон образуется из-за тех причин, что и износ центральной части протектора, только если у прежнего случая, давление, к примеру, было превышено, то в данном случае, давление будет ниже положенного.
Пример №3. Односторонний износ возникает из-за неправильных углов установки колес, в народе «развала», когда беговая дорожка шины не параллельна дороге. Положительный или отрицательный развал часто вызывает этот вид износа.
Пример №4. Пятнистый износ возникает в следствии неправильной эксплуатации сдвоенных шин. Возникает при волочении одной из шин. Изредка случается из-за подклинивания одного из колес.
Также на практике встречаются и другие виды износа колес.
Источник: https://tyre-sales.ru/info/neravnomernyi-iznos-shiny.html
Износ шин: основные виды и причины
Многие владельцы машин не обращают внимания на износ шин своих автомобилей. Однако такая невнимательность чревата существенными проблемами. Не зря даже в правилах ПДД говорится о том, каким должен быть рисунок протектора и при каких показателях покрышки пора выбрасывать.
Очень важно обращать внимание на состояние шин автомобиля
Какой износ допустим?
Требования к летним покрышкам отличаются от аналогичных условий эксплуатации зимней резины.
Допустимый износ шин для летней резины легковых авто достигает 1,5 мм. При показателе 1,6 мм резину пора менять. У зимних колёс рисунок протектора более рельефный, поэтому и глубина стирания больше. Резина, используемая для езды в холодное время года, может быть сработана на 4 мм.
У грузовых машин свои показатели. Их шины можно сносить только на 1 мм, а затем нужно обязательно поменять. Для автобусов норма износа — 2 мм стёртой резиновой поверхности.
Могу измерить сам
Автомобилистам, решившим проверить свои шины на предмет поношенности, на помощь приходит индикатор износа шин. Это специальная метка, которую производитель наносит на покрышку. С её помощью автолюбители узнают, когда пора переобувать «железного коня». Такое определение является самым быстрым и наименее затратным. Мы расскажем, как определить износ шин с помощью индикатора.
Индикаторы износа шин бывают разными. Наиболее распространены три вида:
- Числовой индикатор.
- Индикатор в виде выдавленных узоров.
- Объёмный индикатор.
Числовой индикатор
Первый вид индикатора является самым информативным, так как может заранее предупредить владельца машины о том, что покрышка вскоре сотрётся. Выглядит он так: на резиновой поверхности выдавливаются цифры разной глубины. Самое большое число является самым поверхностным, а самое маленькое (как правило, двойка) — самым глубоким.
Эти цифры говорят о том, какая высота рисунка протектора у шины сейчас. Во время езды слой резины стирается, с ним пропадают и неглубокие цифры. Когда остаётся последняя, а тем более, когда и её уже нет, пора менять резину.
Индикатор в виде выдавленных узоров
Второй тип индикатора износа шин — выдавленный узор. Он представляет собой несколько пометок (в виде геометрических фигур, логотипов производителя или полосок), расположенных по всей резиновой поверхности.
Он не так информативен, как числовой индикатор, ведь не сообщает о текущей высоте протектора, зато не заставляет автовладельца перемещать авто до тех пор, пока не станут видны показатели на колёсах. Принцип сообщения тот же.
Стёрся узор — резине пора на свалку.
Объёмный индикатор
Объёмный индикатор, как правило, помещается в борозду рисунка протектора. В его роли также может выступать протекторный блок. Расстояние от вершины этой выпуклости до вершины рисунка протектора, как правило, достигает 1,6 мм. Поэтому, если протектор сравнялся с индикатором, значит, покрышка стёрта.
Основные виды износа шин и их причины
Как правило, всё, что автомобилист знает о видах износа шин, — это то, что передние и задние колёса стираются по-разному. Однако существует много видов порчи протектора, по которым можно определить и причины стирания.
Существуют следующие виды порчи протектора:
- Односторонний.
- Пиловидный.
- Локальный.
- По окружности.
- Плоский.
- И просто связанный со старением резины.
Односторонний
Такой вид стирания располагается лишь на одной части покрышки. Притом её другая часть может быть в порядке. Чем вызвано такое неравномерное стирание? Проблемами с развал-схождением колёс.
По тому, на какой именно части колеса располагаются «плеши», опытный мастер сможет определить, что именно не так со схождением колёс. Порча только внешней стороны покрышки говорит об избыточном положительном развал-схождении. Об избыточном отрицательном — говорит стирание рисунка внутренней стороны протектора покрышки.
Пиловидный
Пиловидная порча не является равномерной. При ней рисунок на фронтальной кромке стирается в разы быстрее, чем на задней части покрышки. Он не связан с какими-либо проблемами в автомобиле, а является «болезнью» передних колёс машины. Для того чтобы избавить себя от такого вида стирания резины, покрышки периодически следует менять местами.
Локальный
Локальный износ представляет собой одно сносившееся пятно на рисунке протектора. К нему, чаще всего, приводит экстренное торможение. При нём колесо не крутится, а стирается об асфальт одной своей зоной. После экстренного торможения покрышки с локальным стиранием рекомендуется менять.
По окружности
При таком виде порчи многочисленные «плеши» наблюдаются по всему периметру резиновой поверхности колеса. Если вы обнаружили именно такой вид износа протектора шин, обратитесь к специалистам. Они, скорее всего, найдут какие-либо проблемы с подвеской автомобиля.
Равномерного вращения колеса с такими проблемами ждать не приходится.
Плоский
Это выглядит как ровная площадка на поверхности шины. Причиной могла стать длительная стоянка. Поэтому перед тем как оставить автомобиль на длительное время, лучше повысить давление в его колёсах.
Также к такой проблеме могла привести езда на больших скоростях с резкими поворотами. В таких условиях резина быстро разогревается, а остывает только в состоянии покоя. В этот момент в месте её сцепления с асфальтом и образуется площадка.
Не торопитесь избавляться от таких шин. Их дефект можно исправить повторным нагреванием.
Связанный со старением
Хоть показатель 1,6 мм кажется мизерным, на стирание такой толщины поверхности качественной шины может уйти до десяти лет. Однако большее количество времени даже самая дорогая покрышка прослужит вряд ли. Притом со временем изнашиваются даже покрышки тех машин, на которых не ездят вовсе.
Причиной тому — сам каучук. Со временем он становится очень пористым. В отверстия попадает влага, которая, расширяясь при замерзании, провоцирует многочисленные разрывы. Переобувать машину даже после десяти лет покоя всё равно придётся.
Почему мои шины испортись быстрее положенного?
Когда шины приходится менять раз в год или два, автомобилист, подсчитывая расходы, впадает в бешенство. Однако зря. В такой ситуации лучше успокоиться и понять, почему износ протектора шин так скор.
Измерим давление
Часто причиной преждевременного износа шин становится недопустимые показатели давления воздуха. Притом быстро срабатывается резина и с избыточным, и с недостаточным давлением. Если однажды вы измерили этот показатель, и остались довольны, это не значит, что он порадует вас и через месяц.
Воздух постепенно высвобождается. Особенно быстро это происходит в жару. Шина начинает крутиться «на разрыв» и быстро изнашивается. Однако низкое давление может привести не только к быстрому стиранию покрышки, но и к повышенному расходу топлива, так как колесо приобретает повышенное сопротивление к качению.
Набираемся опыта
Часто шины стираются быстрее у неопытных водителей. Они резко «рвут с места» и также резко тормозят. Из-за повышенного трения рисунок протектора стирается куда быстрее обычного. Для того чтобы шины долго оставались пригодными для езды, водить следует плавно.
Сбросим балласт
Повышенная нагружаемость автомобиля также с большой долей вероятности может стать причиной ускоренного старения. Следует помнить, что любое авто обладает ограниченной грузоподъёмностью и при переизбытке тяжестей теряют «здоровье» не только шины, но и остальные механизмы.
Приобретаем полезные привычки
Шины желательно регулярно осматривать. В бороздки протектора постоянно забиваются стёкла и остроконечные камушки. Они повреждают резину. Со временем эти повреждения разрастаются и приводят к существенной деформации.
Доверяем профессионалам
Некачественная установка шин или колёс также может стать причиной ускоренной порчи.
Рекомендуется, чтобы этими работами занимались только специалисты, однако разные умельцы никогда не упустят возможности сэкономить и произвести монтаж самостоятельно.
Иногда у них всё выходит весьма недурно, но так бывает далеко не всегда. В таких случаях при проблемах ругать производителя шин не стоит.
Находим баланс
И, наконец, ещё одна распространённая причина ускоренной порчи — дисбаланс колёс. Однако, при таких проблемах водитель, наверняка, обратит внимание на шины в последнюю очередь. Куда больше его будет волновать повреждение других деталей машины, а также просто неприятная и некомфортная езда. Однако, если колёса были разбалансированы, нужно проверить шины. Скорее всего, они будут стёрты.
Почему запрещено ездить на стёртых шинах?
Говоря о том, как важно следить за степенью износа шин, следует упомянуть о том, чем может быть опасна невнимательность к этой детали. Стирание покрышек губительно сказывается на управляемости всего автомобиля.
Из-за исчезновения рисунка протектора, например, увеличивается путь торможения. При хороших погодных условиях это, возможно, не будет заметно. Однако на влажной или скользкой дороге тормозной путь может вырасти в несколько раз. Вероятно, ни одному автолюбителю не придётся объяснять, чем чреваты такие проблемы.
Следите за обувью своих «железных коней». Ведь достать пару камней из борозд протектора, или лишний раз подкачать колесо не так сложно, как «разгребать» причины возможного ДТП.
Мы постарались рассказать вам всё, что знаем, об износе шин и о том, как его можно избежать. Однако если у вас есть свои наблюдения, оставьте их в комментариях. Мы будем рады ознакомиться с опытом наших читателей.
Источник: https://CarExtra.ru/obzory/iznos-shin.html
Износ протектора шин: на какие неисправности и проблемы может указывать
Автомобильную покрышку вполне можно сравнить с обувью, точнее, с подошвой. Данный элемент обеспечивает непосредственную связь автомобиля с дорогой, отвечает за сцепные свойства и торможение. Само собой, в процессе эксплуатации шины имеют свойство изнашиваться, постепенно стираясь.
При этом важно понимать, что за состоянием покрышки нужно следить, так как износ резины до определенных показателей является обязательным условием для ее замены. Если иначе, не допускается эксплуатация покрышек, если износ протектора критический.
Далее мы рассмотрим, какая глубина протектора является допустимой и почему, а также на какие проблемы с автомобилем может указывать ускоренный или неравномерный износ шин, который может возникать даже на новых покрышках.
Индикатор износа шин
Сразу начнем с того, что для летних шин минимально допустимой глубиной протектора является отметка в 1.6 мм, хотя многие производители настоятельно рекомендуют менять резину, если износ составляет 2 или даже 3 мм.
Что касается зимних шин, протектор зимней резины должен быть выше (безопасная высота протектора должна быть не менее 4 или 6 мм в зависимости от производителя резины).
В двух словах, протектор резины должен иметь определенную глубину, чтобы обеспечить должное сцепление с дорогой, отводить воду из пятна контакта, предотвращать аквапланирование на мокрой дороге и т.д. Для зимней резины это более актуально.
- Идем далее. Если учесть, что менять покрышки нужно тогда, когда высота протектора оказывается ниже, чем рекомендована производителем покрышки (остаточная глубина протектора шин), необходимо контролировать данный показатель.
При этом визуально точно определить степень износа, то есть остаток протектора, достаточно сложно. Именно по этой причине подавляющее большинство современных шин имеют индикаторы износа.
Такое решение позволяет водителю контролировать и определять износ. Если просто, благодаря данному элементу можно быстро понять, что если произошел износ шин до индикатора, высота протектора минимальна и дальше ездить на такой резине нельзя.
Сам индикатор представляет собой особую вставку между протектором. Как правило, высота такой вставки меньше, чем высота протектора шины. Получается, в момент, когда протектор шины по высоте равняется с индикаторами износа, покрышки пора менять.
Добавим, что хотя многие производители оснащают свои покрышки индикатором износа, такой индикатор есть не на каждой шине.
В случае, когда шины без индикатора износа, необходимо самостоятельно замерять глубину протектора с определенной периодичностью.
Сделать это можно при помощи монетки (вставляется ребром в протектор), использовать специальные или подручные приспособления, посетить шиномонтаж и т.д.
Покрышка повреждена, шины изнашиваются слишком быстро или неравномерно
Как известно, покрышки напрямую влияют на безопасность. Вполне очевидно, что если шины изношены, замена их на новую резину вернет автомобилю желаемую устойчивость, управляемость, повысит проходимость, улучшится эффективность торможения и т.д.
Зачастую так оно и есть, однако, не всегда. Дело в том, что износ резины также является признаком возможных проблем или неисправностей автомобиля. На деле, новая резина также может быстро износиться.
Чтобы вовремя заметить отклонения от нормы, нужно знать виды износа шин и различных повреждений покрышки. Это позволяет не только определить саму причину износа, но и более эффективно решить проблемы по технической части автомобиля. Давайте разбираться.
- Итак, износ протектора посередине, когда протектор активно изнашивается только в центре сравнительно с участками по бокам, является распространенной проблемой. Прежде всего, это говорит о том, что сцепление с дорогой недостаточное, уменьшено пятно контакта, ухудшается торможение и т.д.
Как правило, такой признак означает, что шина перекачана, то есть давление в шине выше нормы относительного того, которое рекомендует производитель авто.
Важно правильно накачивать колеса и регулярно проверять давление в шинах, так как высокое давление заставляет середину покрышки «выпирать» наружу, что и приводит к ускоренному износу данной части.
Даже кажущуюся легкость управления и снижение сопротивления качению (экономия топлива) при перекачке колес нельзя считать преимуществами, так как в данном случае износ быстро выводит покрышки из строя, машина хуже тормозит. Еще зимой заметно ухудшается проходимость. Также повышается риск разрыва колеса при движении с высокой скоростью, когда воздух в покрышке нагревается.
- Появление грыжи шин, а также трещины боковины покрышки говорят о том, что покрышка пострадала после удара (при попадании в яму на скорости шина бьется об острые края и т.п.). В этом случае причиной может быть как сам удар, так и неправильное давление в покрышках. На деле, как недостаточное, так и высокое давление приводит к тому, что резина повреждается после удара.
Кстати, появление большого количества трещин на боковой стенке вдоль обода колеса указывает на то, что колеса были недостаточно накачаны. Если трещины мелкие, также резина может быть слишком старой, то есть покрышка потеряла свойства и стала трескаться от времени.
Что касается грыжи шины, это характерная выпуклость на поверхности, которая обычно появляется на боковой стенке. Грыжа говорит о том, что имеет место повреждение внутренних слоев покрышки (в результате ударов боковины).
При этом важно понимать, что как с трещинами, так и с грыжей на покрышке эксплуатировать автомобиль опасно. В этом случае лучше отказаться от попыток ремонта шин и сразу менять покрышки.
- На покрышке есть вмятины, видны бугры. В этом случае можно говорить о неполадках и неисправностях подвески автомобиля. Другими словами, имеет место износ или повреждение отдельных деталей ходовой части. Если просто, на разных неровностях все удары приходятся на шину, подвеска не обеспечивает должной амортизации.
Более того, такая нагрузка отличается тем, что распределена неравномерно по поверхности протектора. Получается, на отдельных участках нагрузки больше, чем на других, что и становится причиной вмятин, бугров и т.д.
Зачастую такие дефекты служат признаком того, что амортизаторы не работают должным образом или проблемы возникли с другими деталями подвески. В случае выявления указанных повреждений необходимо сделать диагностику ходовой части.
Еще добавим, что также на шине может быть заметна диагональная вмятина, протектор в этой области также изношен, причем неравномерно. Обычно причиной является неправильные углы установки задних колес (сход-развал) на авто с передним приводом.
Еще может иметь место подклинивание колеса, которое не может нормально вращаться. Иногда к подобному дефекту приводит и перевозка тяжелых грузов в автомобиле (как в багажном отделении, так и в салоне).
- Износ протектора по краям по отношению к середине обычно указывает на то, что давление в шинах низкое. Такое давление представляет опасность, так как шина сильнее подвергается залому и перегревается при езде. Само собой, пятно контакта изменяется, происходит неравномерный износ резины, сильнее подвержена деформации боковина и т.д.
Еще шина при низком давлении не выполняет своих функций по амортизации, передавая их на подвеску, что выводит из строя детали ходовой части, изменяется развал-схождение и т.п.
- В случаях, когда возникает выпуклый износ бокового протектора, такую неприятность сложно выявить при визуальном осмотре. Колесо или шину нужно снимать, затем прощупать протектор руками (низкие края блоков протектора закругленные, высокие края острее). Если подобный износ имеет место, нужно проверять шаровые и ступичные подшипники.
Параллельно внимание следует уделить втулкам стабилизатора, так как при их повреждении или износе протектор как раз может получить указанный дефект.
Пятна износа плоского типа на отдельных колесах возникают в том случае, если водитель применял экстренное торможение или машина побывала в серьезном заносе.
Чаще износ сильнее на моделях авто без ABS или в том случае, если торможение сопровождалось заносом.
Если просто, колеса при торможении блокируются, что и приводит к истиранию протектора именно в зоне пятна контакта. Занос усиливает такой износ покрышки. Еще можно отметить, что если машина долго стояла, тогда на резине также можно увидеть подобный дефект.
Причина — вес автомобиля распределен неравномерно, протектор резины испытывает нагрузку только в одном месте, покрышка деформируется именно в данном участке протектора.
- Сильный износ передней кромки протектора одновременно с острыми углами задней части протектора (трудно выявить при осмотре) также не является нормой. Такой износ резины не естественный, в этом случае может оказаться, что колеса вращаются с трудом или подвеска изношена. Опять же, нужна диагностика ходовой части, проверка салейнтблоков, шаровых, ступичных подшипников и т.д.
Износ шин с одной стороны часто указывает на то, что нужно делать сход – развал или ремонтировать подвеску. Если дело в развал-схождении, колесо стоит не ровно.
В случаях, когда имеются проблемы с подвеской, внимание стоит обращать на состояние пружин, стоек, шаровых, втулок и т.д.
Еще неравномерный износ протектора может появляться, если на авто часто перевозят грузы или водитель привык резко входить в повороты на высокой скорости.
Полезные советы
Так или иначе, в норме износ покрышек должен быть равномерным. Если изнашивается только середина, внутренняя или наружная часть протектора, необходимо сначала убедиться в том, что шины не старые, в полной мере подходят для автомобиля, правильно установлены на диск, машина не перегружена и т.д.
Если очевидных причин износа не выявлено, не следует ожидать квалифицированных ответов от работников шиномонтажа. Как правило, проблемы с развалом или подвеской может определить только специалист. Это значит, что потребуется переходить к диагностике ходовой части. В одних случаях нужно сделать сход-развал, тогда как в других сначала потребуется ремонт ходовой.
Также добавим, что частой причиной износа является неправильное давление в шинах. Важно понимать, что давление воздуха в колесах нужно проверять не реже, чем 1 раз в 30 дней, а также сразу после того, если происходит резкий перепад наружной температуры.
Еще следует учитывать, что давление будет ниже на машине после простоя, при этом после длительной поездки (особенно с высокой скоростью) воздух в покрышках нагреется и давление увеличится.
Рекомендуем также прочитать статью о том, как узнать год выпуска шины автомобиля. Из этой статьи вы узнаете, где в маркировке шин зашифрован год выпуска резины автомобиля, а также на что обращать внимание при выборе шин по году выпуска.
Более того, если машина оснащена системой контроля давления в шинах, не рекомендуется полностью полагаться на такие данные. Дело в том, что система срабатывает только при условии резкого изменения давления (например, давление упало на ¼) или реагирует на значительные отклонения от нормы.
На деле, водитель будет предупрежден только тогда, когда давление в шинах уже сильно упало. Получается, можно долго проездить на спущенных шинах, при этом активно изнашивая протектор.
Подведем итоги
Как видно, кроме естественного износа покрышки часто шина изнашивается и по другим причинам. При этом критический износ на отдельных участках может наступить намного раньше положенного срока. Это значит, что состояние шин нужно постоянно контролировать, обращать внимание на индикатор износа, а также следить за давлением воздуха в покрышках.
Еще следует сразу осматривать шины на предмет имеющихся дефектов и повреждений (грыжи, вмятины, трещины, неравномерный износ центральной, внутренней или наружной части протектора и т.д.).
Рекомендуем также прочитать статью о том, какое давление в шинах должно быть зимой и летом. Из этой статьи вы узнаете, почему важно поддерживать рекомендуемое давление в покрышках, как узнать, сколько качать шины, а также на что обращать внимание при накачке шин автомобиля для увеличения их срока службы.
Если такие дефекты и повреждения выявлены, нужно определить причину. Возможно, в ремонте нуждается сама подвеска автомобиля, замены требуют детали ходовой части или необходимо сделать сход-развал.
Напоследок отметим, что любые шины имеют ограниченный срок службы. Со временем резина меняет свои свойства, может трескаться, деформироваться и т.д. По этой причине следует придерживаться правил хранения шин, а также помнить, что даже если визуально шина в хорошем состоянии, однако достаточно старая (больше 10 лет), от эксплуатации таких покрышек лучше отказаться.
Источник: http://KrutiMotor.ru/indikator-iznosa-shin-avtomobilya-bystryj-iznos-shin-prichiny/